21 октября 2017 10 час. 56 мин.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации ЗАПОВЕДНАЯ
РОССИЯ

/ Минеральные источники



Что такое минеральные воды и как они образуются в природе?

Минеральные воды – подземные воды, характеризующиеся повышенным содержанием минеральных или органических компонентов и обладающие специфическими физико -химическими свойствами, на чем основано их действие на организм человека и лечебное применение (Академик Е.И Чазов, 1983).

Минеральные воды – богатство, подаренное нам природой. Атмосферные осадки – дождь, снег, попадая на землю, проникают в ее недра. Проходя через горные породы, атмосферная влага растворяет и насыщается различными химическими веществами, газами – в результате формируется тот или иной тип минеральной воды. Сформировавшиеся первоначально волы движутся на разной глубине, по разным водоносным горизонтам, теряют старые газы и соли, обогащаются новыми, иногда смешиваются с поверхностными водами и образуют новые типы минеральных вод.

Как распространены минеральные воды на территории России?

Минеральные воды имеются по всей России, на территории всех субъектов РФ обнаружено и используется огромное количество разных источников. Каждая минеральная вода имеет свою физико-химическую характеристику и используется в лечебной практике санаториев согласно классификации и утвержденным научно обоснованным лечебными методикам. В России в лечебных целях используется более 40 месторождений минеральных вод. Их эксплуатация и охрана регламентируется рядом законодательных и нормативных документов, ГОСТов и правил РФ. Все минеральные воды, используемые для лечения, должны соответствовать установленным санитарным требованиям. Минеральные воды в зависимости от их целебных свойств в комплексе с другими природными и оздоровительными факторами определяют профиль санаториев и курортов.

Об открытии минеральных источников

Тункинский район знаменит целебными минеральными источниками. Первое сообщение о минеральных источниках аршан (в переводе с бурятского целебная вода, источник) [3, 126] сделано 1 августа 1894 г. на заседании ученого совета Томского университета Иаковом Чистохиным — миссионером Койморского стана Иркутской губернии: «В районе Койморской инородческой управы в Тункинском инородческом ведомстве Иркутской губернии мной найден минеральный кисло-содово-железистый источник. Вода эта принесёт несомненную пользу для страждущего человечества, о чём мне честь доложить просвещённому вниманию Томского Императорского университета. Если случится командировать с учёной целью кого-либо из своих членов, то не угодно ли будет взять с собой инструменты для производства анализа на месте. Источник этот я могу указать». Чистохин даже сделал пробу воды и отправил её в Иркутск. [2. С. 4]. Что касается Ниловой Пустыни, то первые данные об этом курорте относятся к 1840-м годам, когда по распоряжению губернатора Восточной Сибири В.С. Руперта аптекарем Калау был произведён первый химический анализ вод источников. Через пять лет иркутским архиепископом Нилом Столбенским была создана «пустынь», т. е. небольшой скит для монахов. Отсюда и пошло название курорта «Нилова Пустынь» [4. С. 33.]. Распоряжением от 20 августа 1903 г. № 5202 Иркутского генерал-губернатора было отмежёвано 25 десятин земли под строительство лечебного курорта. Позднее, по распоряжению Иркутского генерал-губернатора от 24 марта 1909 г., развитие курорта и ходатайства частных лиц привели к изъятию из свободного пользования и объявления заказным участком окружающего леса в составе 103 десятин 910 сажен государственных пустопорожних и 63 десятины 1510 сажен земель временного пользования инородцев. Сохранилось описание географа Геннинг-Михельса: «Над выходами обоих источников расположены примитивные беседки, а выходы ключей закаптированы деревянными цилиндрами. Минеральная вода, появляясь со дна цилиндра и испуская струйки газа, напоминала
кипящую воду. Люди воду пили, для чего черпали её каждый своей посудой. Местные люди брали воду берестяными туесками из-под кумыса или тарасуна, в которых уносили к своим балаганам, а также пили над непосредственным источником в большом изобилии». По поручению Восточно - Сибирского отдела Русского Географического общества и Общества врачей Восточной Сибири А.В. Львов и Г.И. Кропачёв произвели детальное обследование аршанских источников и описали породы, слагающие борта реки Кынгарги. По их мнению, углекислая минеральная вода, возникающая в результате глубинных поствулканических процессов, вытекает в месте пересечения двух сбросовых трещин, одна из которых проходит по подножию гор, другая — параллельно долине реки Кынгарга. Они отмечали, что лечащихся на Аршане в то время было: в 1907 г. — 400 человек, в 1908 г. — 600 человек, в 1909 г. — 800 человек. По свидетельству местных жителей, хорошо знавших этот период, указанные цифры представлялись значительно преувеличенными. Курорт находился в ведении Иркутского управления государственных имуществ, хотя появлялись мнения о его передаче в аренду частным лицам. Общество врачей Восточной Сибири на своём заседании 17.12.1909 г. рассматривало этот вопрос, но так и не приняло окончательного решения. На средства, собранные лицами, заинтересованными в развитии Аршана, в 1919 году была организована экспедиция в составе заведующего сейсмологическим отделом Иркутской магнитометеорологической обсерватории С.Б. Шимановского, физика Ф.А. Индриксона и доктора В.П. Никитенко с целью: 1) организации метеорологических наблюдений в течение двух лет; 2) исследования дебита, физических свойств, а при возможности пульсации источника; 3) исследования радиоактивности; 4) выемки проб для исследования химического состава минеральной воды; 5) окончания наблюдения доктора Никитенко по бальнеологии Аршана. Согласно декрета Совета Народных Комиссаров от 20.03.1919 г. за подписью В.И. Ленина курорты и лечебные местности были национализированы, в том числе и Аршан. В отчёте профессора М.П. Михайлова, возглавлявшего
санаторно-курортную секцию при Губздравотделе, написано, что курортных зданий в Аршане как таковых нет. Также там отмечено, что в курортных зданиях одновременно могут разместиться 200 человек больных. В распоряжении курорта имеется оборудование, но недостаточное для работы. 13.06.1920 г. был открыт первый курортный сезон в советское время, и этот день следует считать официальной датой функционирования курорта как здравницы общегосударственного значения. Его дальнейшее развитие определяли органы здравоохранения: Иркутский Губздравотдел, Наркомздрав Бурят-Монгольской АССР и его курортное управление, которое проводило более или менее планомерное развитие курорта. По отчёту М.П. Михайлова, в сезон 1920 г. и 1921 г. на Аршане лечилось 374 человека. Первыми врачами в советское время были Н. Никольский и А.Т. Трубачеев — будущий первый нарком здравоохранения Бурятии. В 1926 году была сооружена первая ГЭС с примитивным деревянным наливным колесом на реке Кынгарга. Через год открылся костно-туберкулёзный санаторий. В 1928 г. были построены здания ванного корпуса и гидрофизиолечебницы. В 1928—1929 гг. была построена дорога и появилась возможность сквозного движения на Аршан. Основной спальный корпус был построен в 1937 г., в последующие годы с участием разных ведомств построены несколько помещений как стационарного, так и летнего типа. Следует отметить, что курорт «Аршан» до 1951 г. работал как сезонный только летом в течение 4-х месяцев, а с 1951 г. стал работать круглогодично. В 1965 г. курорт «Аршан» посетили и Герои Советского Союза, лётчики-космонавты: В.В. Терешкова, А.Г. Николаев, К.П. Феоктистов и Б.В. Егоров, встреча с которыми оставила яркий след в памяти современников. Сегодня Аршан — один из самых известных курортов России, в который приезжают отдыхать и лечиться тысячи людей, и с каждым годом его популярность растёт. Благоустроенные санатории оснащены новейшей медицинской аппаратурой и оборудованием, постоянно совершенствуются диагностика и лечение заболеваний.

Аршаны в мировоззрении бурят

Существует множество бурятских легенд о происхождении аршанов (минеральной воды), многие из их которых соотносятся с деятельностью эпического героя Абай Гэсэра. Одна из них- Гэсэр стегает воду своим ременным кнутом с рукоятью из красной ивы и восклицает, чтобы разлетевшиеся на четыре стороны брызги превратились в аршанные родники – «булаг бэрэ аршан» (Бурчина,1990). В другом случае Абай Гэсэр освобождает воду, заключенную под слоем земли, с помощью черного отцовского копья.

В цикле преданий о возникновении целебных источников выделяется факт возникновения аршана от мочи божества или святого. В генеалогическом предании о предке булагатов сообщается, что тункинские аршаны появляются там, где помочился небесный бык Буха-нойон.

Часть легенд о происхождении аршанов связывается с горой (горами) Мундарга, на вершине которой находится вода бессмертия. В одной из них ворон, единственная птица, способная долететь до вершины горы, несет в клюве вечную воду и несколько капель роняет на землю. Там, где упали капли, возникли целебные родники. По монгольским мифологическим версиям, ворон является птицей, специально назначенной бурханом, которая должна была спустить аршан, приготовленный Богом на землю.

Водные экосистемы, объекты ландшафтов не могли остаться вне внимания и духовного осмысления бурят. Горно - таежные ландшафты Бурятии изобилуют различными минеральными источниками, называемыми аршан. Целебное свойство таких вод наделялось сакральной силой, в связи с этим вода родников именовалась хара уhан - «черная вода» (Содномпилова, 2006). Эпитет «хара» содержит понятие «сила, мощь». Нередко по определению «хара» примыкает и другое – «мүнхэ» (бессмертный), поскольку вода аршанов, по религиозным воззрениям, могла даровать бессмертие, выступая аналогом живой воды в русской культуре. По преданиям бурят, вода бессмертия находится на вершине гольцов (Мундарга), и только ворон способен долететь до вершин этих гор. Помимо такого собирательного образа гольцов, существует и реальный орографический объект – гора Мундарга в Тункинской долине. Эта гора представляется местом обитания духа горы Моон нойона. Там и находится, согласно воззрениям бурят бессмертная вода.

Особой популярностью среди туристов пользуются целебные источники Тункинской долины. В частности, на курорте Нилова – Пустынь, по преданиям тункинских бурят находится 108 источников, излечивающих от 108 болезней. Определению источников способствует особая, неповторимая конфигурация зеленых и красных водорослей «наг» на поверхности каждого источника: например, формы водорослей на поверхности аршана для лечения глазных болезней предстают в виде круглых выпуклых образований, повторяя форму глазного яблока. В воде источника, предназначенного для лечения вен (hудаhани аршан), поверх пленки из зеленых водорослей тянутся длинные нити красных водорослей.

Существует ряд правил и требований в период лечения целебными источниками. Не рекомендуется отправляться на источники без опытного проводника, хорошо знающего не только путь к источнику, но и имеющего большой опыт лечебной практики. Обычно такими проводниками были пожилые мужчины, поскольку еще в недавнем прошлом женщинам воспрещалось посещать горные источники.

Прибывшие на лечение должны, прежде всего, определиться от какого заболевания они намерены избавиться, так как имел место строгий запрет на пользование несколькими источниками в одно посещение. Важное значение придавалось времени принятия процедуры. Например, пить целебную воду необходимо было в ранний предрассветный час (летом – в 3 часа ночи), когда еще спят птицы. Это правило обусловлено верой в то, что аршан из которого утром напились птицы, теряет свою лечебную силу. В связи с этим и следовало пить целебную воду до того, как ее попробует птица.

Такие представления являются современным толкованием более древнего предания, связанного с конкретной птицей – вороном. Ворон пьет аршан, поэтому бывает долговечен. «Из аршана, чтобы вода имела силу, нужно брать утром, прежде, чем напьется из него ворон, потому что ворон рано прилетает пить. Оттого он получает бессмертие» (Потанин, 1883).

Приступая к лечению, гадали о пользе силы источника доля конкретного человека. Для этого искали вблизи источника небольшой камень, в «чистом» месте, где люди не ходили. Затем, нашёптывали свой вопрос и бросали его в воду аршана. Если вода источника должна была принести пользу больному, камень гадающего покрывался зелеными водорослями. В том случае, если болезнь не поддавалась полному излечению и требовалось повторное лечение, водоросли покрывали поверхность камня частично. Если лечение водами аршана не подходило больному, водоросли не прилипали к камню, а плавали над ним. Более того, подобный признак мог указывать и на скорую смерть больного.

Считается, что целебные источники могли приобретать особую силу в определенный период летнего времени – 15 – го числа лунного месяца в июне.

По народной традиции на один и тот же источник следовало выезжать нечетное количество раз, количество приема воды или ванн также ложно быть нечетным (Чжуд – ши,1989).