Легенды

Мистическая и сакральная, Тункинская долина с ее священными местами, чудодейственными минеральными источниками и величественными Саянами овеяна древними легендами и сказаниями.
Легенда про то,
как обнаружили Аршан 
Легенда про то,
как обнаружили Аршан 
…Дедушка, а расскажи легенду про то, как ты охотником стал, а потом в снайпера превратился".
Баасан хитро сощурил свои глаза, спросил у внука: «А ты что же, Бато, не знаешь эту легенду? Её ведь у нас всякий малец знает… и ты ее лучше меня расскажешь своим друзьям…
Давно это было — почти четыре столетия минуло с той поры. Ранил охотник лося и пошел за ним по окровавленному снегу. Долго он шел. Капельки алой крови указывали путь. И вот охотник нагнал лося и видит: нога, где рана была, и перебитые выстрелом рога лось в воде мочит. Смотрит охотник и удивляется — рога медленно растут, увеличиваются. И кровь из раны сочиться перестала.
Смотрит охотник, как зачарованный, темнотой уже окутался лес и таинственный ручей. Звезды на небе зажглись. Решил охотник заночевать. Костер развел. Чай вскипятил. А вода-то, где олень рога мочил да ногу лечил, для чая не годится! Умылся охотник той водой, силы у него пришли. Поблагодарил духов тех мест, и пошел к себе в улус, рассказать про чудеса! С той поры и пошла слава о целебном источнике.
Давно это было — почти четыре столетия минуло с той поры. Ранил охотник лося и пошел за ним по окровавленному снегу. Долго он шел. Капельки алой крови указывали путь. И вот охотник нагнал лося и видит: нога, где рана была, и перебитые выстрелом рога лось в воде мочит. Смотрит охотник и удивляется — рога медленно растут, увеличиваются. И кровь из раны сочиться перестала.
Смотрит охотник, как зачарованный, темнотой уже окутался лес и таинственный ручей. Звезды на небе зажглись. Решил охотник заночевать. Костер развел. Чай вскипятил. А вода-то, где олень рога мочил да ногу лечил, для чая не годится! Умылся охотник той водой, силы у него пришли. Поблагодарил духов тех мест, и пошел к себе в улус, рассказать про чудеса! С той поры и пошла слава о целебном источнике.
Легенда о Кынгарге 
Легенда о Кынгарге 
А было давно это, когда на земле жили одни только богатыри. Росла-цвела прекрасная девушка с глазами черными и круглыми, как ягода, с бровями, как соболиный мех, с косами, длинными до пят, с быстрой походкой и речью сладкой. Похвалялась она своей красотой.

Со всех концов сватались к ней — много было женихов. А женихи были один другого богаче — «что кругом юрты коням становиться негде было». И сватам, и женихам был один отказ.
Вот бедный был один бурят, очень бедный. Была у него юрта, пустая юрта. Был у него скот да мало было. Жил он один да скот свой пас. Красив он был да силён так, что медведя разрывал на части. Веселый был да песни петь умел. Да так пел, как никто теперь из бурят петь не умеет. Пас он скот, а сам песни пел. А когда пел — всё замирало: и птицы, и звери. Все слушали и наслушаться не могли.
А было давно это, когда на земле жили одни только богатыри. Росла-цвела прекрасная девушка с глазами черными и круглыми, как ягода, с бровями, как соболиный мех, с косами, длинными до пят, с быстрой походкой и речью сладкой. Похвалялась она своей красотой.

Со всех концов сватались к ней — много было женихов. А женихи были один другого богаче — «что кругом юрты коням становиться негде было». И сватам, и женихам был один отказ.
Вот бедный был один бурят, очень бедный. Была у него юрта, пустая юрта. Был у него скот да мало было. Жил он один да скот свой пас. Красив он был да силён так, что медведя разрывал на части. Веселый был да песни петь умел. Да так пел, как никто теперь из бурят петь не умеет. Пас он скот, а сам песни пел. А когда пел — всё замирало: и птицы, и звери. Все слушали и наслушаться не могли.
Пик любви 
Пик любви 
Давным-давно в одном улусе жили парень и девушка и полюбили они друг друга. А родители их были против, сказали, что, слишком в тесном родстве состоят их родовые ветви и смешения крови рода они не допустят. Но запретная любовь больше кровь разжигает. Решили молодые обратиться к духам. Выспросила девушка у своей бабушки, про места в округе, где сильные духи обитают. Бабушка указала на ближайшую вершину горного хребта, но предупредила, люди просто так в горы не ходят.

Но молодые люди, огнем страсти разжигаемые, хорошо помолившись, все-таки пошли на эту вершину. Труден и долог был их путь! Но, вот стоят они на вершине, смотрят вокруг, видят красоту неописуемую — яркую неземную красоту долины, вершины других гор, солнечным светом озаренных птиц — орлов, парящих совсем близко, облака, парящие и пушистые.
От увиденного по-другому смотреть глаза начинают и сердце прозревает! Смотрит девушка на парня и видит лицо другого человека, настоящего суженого, который к ней еще не пришел в жизни. Парень смотрит на девушку и не видит больше ее красоты, и молодости, а видит печаль и боль ее матери, у которой страдает сердце за весь род. Спустились с горы парень с девушкой, призадумались. Поняли, что мудрые силы гор показали им истину…

Были они потом счастливы в жизни, каждый встретил свою настоящую любовь и судьбу!
А было давно это, когда на земле жили одни только богатыри. Росла-цвела прекрасная девушка с глазами черными и круглыми, как ягода, с бровями, как соболиный мех, с косами, длинными до пят, с быстрой походкой и речью сладкой. Похвалялась она своей красотой.

Со всех концов сватались к ней — много было женихов. А женихи были один другого богаче — «что кругом юрты коням становиться негде было». И сватам, и женихам был один отказ.
Вот бедный был один бурят, очень бедный. Была у него юрта, пустая юрта. Был у него скот да мало было. Жил он один да скот свой пас. Красив он был да силён так, что медведя разрывал на части. Веселый был да песни петь умел. Да так пел, как никто теперь из бурят петь не умеет. Пас он скот, а сам песни пел. А когда пел — всё замирало: и птицы, и звери. Все слушали и наслушаться не могли.
Легенда о двух братьях 
Легенда о двух братьях 
Предание, записанное известным бурятским собирателем П. П. Баторовым, так повествует о переходе хонгодоров в Россию. Однажды приехал к халхаскому Сайн-хану его племянник Бушиктэ-хан и привел с собою двух бегунцов: Унаган-Шаргай и Хурятан-Шаргай. У Сайн-хана также были два бегунца по имени Хи хусэхэ хэир и Хой хусэхэ хула. Они решили устроить состязание в беге. Конь Бушиктэ-хана прибежал первым и выиграл заклад в сто тысяч подданных. Тогда Бахак Ирбанов посоветовал Сайн-хану поехать с новыми бегунцами, более резвыми, чем те, которые принимали участие в состязании, к Бушиктэ-хану и снова устроить бега при условии более высокого заклада. Сайн-хан так и сделал. Он отправился к Бушиктэ-хану и предложил ему снова биться об заклад.
На этот раз лошади Сайн-хана прибежали первыми. Бушиктэ-хан по условиям состязания должен был заплатить Сайн-хану ценный заклад. Но Бушиктэ-хан рассердился и вместо уплаты заклада заключил в темницу Сайн-хана.
Узнав о несчастии, постигшем Сайн-хана, Бахак с войском пошел против Бушиктэ на выручку своего хана. Войско подошло к тюрьме и освободило Сайн-хана.
По возвращении домой Сайн-хан на радостях устроил пир. Во время празднества одна из жен Сайн-хана оклеветала Бахака, сказав, что в отсутствие хана Бахак сошелся с другой женой его. Хан поверил наговорам жены и заключил Бахака в тюрьму.
Предание, записанное известным бурятским собирателем П. П. Баторовым, так повествует о переходе хонгодоров в Россию. Однажды приехал к халхаскому Сайн-хану его племянник Бушиктэ-хан и привел с собою двух бегунцов: Унаган-Шаргай и Хурятан-Шаргай. У Сайн-хана также были два бегунца по имени Хи хусэхэ хэир и Хой хусэхэ хула. Они решили устроить состязание в беге. Конь Бушиктэ-хана прибежал первым и выиграл заклад в сто тысяч подданных. Тогда Бахак Ирбанов посоветовал Сайн-хану поехать с новыми бегунцами, более резвыми, чем те, которые принимали участие в состязании, к Бушиктэ-хану и снова устроить бега при условии более высокого заклада. Сайн-хан так и сделал. Он отправился к Бушиктэ-хану и предложил ему снова биться об заклад.
На этот раз лошади Сайн-хана прибежали первыми. Бушиктэ-хан по условиям состязания должен был заплатить Сайн-хану ценный заклад. Но Бушиктэ-хан рассердился и вместо уплаты заклада заключил в темницу Сайн-хана.
Узнав о несчастии, постигшем Сайн-хана, Бахак с войском пошел против Бушиктэ на выручку своего хана. Войско подошло к тюрьме и освободило Сайн-хана.
По возвращении домой Сайн-хан на радостях устроил пир. Во время празднества одна из жен Сайн-хана оклеветала Бахака, сказав, что в отсутствие хана Бахак сошелся с другой женой его. Хан поверил наговорам жены и заключил Бахака в тюрьму.
Легенда о Буха-Нойоне 
Легенда о Буха-Нойоне 
В давние времена жил Хон тайжа хан. Он имел пестрого пороза (тарилэреэн буха). Когда ему исполнилось пять лет, то он стал мычать и говорить: «Я, пороз Хон тайжи хана, силен и ловок. Кто может со мной пободаться и испробовать свои силы, тот пусть придет ко мне». Этот призыв и хвастовство услышал молоденький бычок добрых западных хатов, пробрался через высокие горы и быстрые реки, пришел к пестрому порозу Хон тайжи хана и сказал: «Я, сегодня родившийся теленок, слаб еще телом, потому бодаться и пробовать свои силы сейчас не могу». Пестрый пороз Хон тайжи хана согласился и стал ждать. Прошло три года. Молодой пороз за это время вырос, накопил силы. Наконец он пришел к пестрому порозу. Они выбрали ровное место и стали бодаться. Бодались долго, упорно. Упираясь задними ногами, образовали в степи горы, упираясь передними ногами, образовали бугорки в степи. Наконец силы пестрого пороза стали покидать его, он пятился назад и поджимал свой хвост.
Любителей боя быков собралось много, они образовали полукруг и наблюдали за отчаянным боем двух порозов. В числе любителей была дочь Хон тайжи хана. Увидев поражение своего пороза, она заступилась за него: взяла палку и ударила сивого пороза по голове. Порозы отошли от людей и снова стали бодаться. Но на этот раз пестрый пороз победил сивого. Тот силой своего волшебства сделал свое изваяние и ушел на седые гривы Саянов (Хухэйнмундаргада). Когда он шел к Саянам, то сгибал спину, на этом месте выросли сосны и пихты, а где он качался из стороны в сторону, там выросли березы и тальники. Каменное изваяние сивого пороза (шулуундyрэ) до сего времени стоит в Торах, в долине реки Иркута, и местные буряты и сейчас устраивают жертвоприношения около него своему предку Буха ноену.
В давние времена жил Хон тайжа хан. Он имел пестрого пороза (тарилэреэн буха). Когда ему исполнилось пять лет, то он стал мычать и говорить: «Я, пороз Хон тайжи хана, силен и ловок. Кто может со мной пободаться и испробовать свои силы, тот пусть придет ко мне». Этот призыв и хвастовство услышал молоденький бычок добрых западных хатов, пробрался через высокие горы и быстрые реки, пришел к пестрому порозу Хон тайжи хана и сказал: «Я, сегодня родившийся теленок, слаб еще телом, потому бодаться и пробовать свои силы сейчас не могу». Пестрый пороз Хон тайжи хана согласился и стал ждать. Прошло три года. Молодой пороз за это время вырос, накопил силы. Наконец он пришел к пестрому порозу. Они выбрали ровное место и стали бодаться. Бодались долго, упорно. Упираясь задними ногами, образовали в степи горы, упираясь передними ногами, образовали бугорки в степи. Наконец силы пестрого пороза стали покидать его, он пятился назад и поджимал свой хвост.
Любителей боя быков собралось много, они образовали полукруг и наблюдали за отчаянным боем двух порозов. В числе любителей была дочь Хон тайжи хана. Увидев поражение своего пороза, она заступилась за него: взяла палку и ударила сивого пороза по голове. Порозы отошли от людей и снова стали бодаться. Но на этот раз пестрый пороз победил сивого. Тот силой своего волшебства сделал свое изваяние и ушел на седые гривы Саянов (Хухэйнмундаргада). Когда он шел к Саянам, то сгибал спину, на этом месте выросли сосны и пихты, а где он качался из стороны в сторону, там выросли березы и тальники. Каменное изваяние сивого пороза (шулуундyрэ) до сего времени стоит в Торах, в долине реки Иркута, и местные буряты и сейчас устраивают жертвоприношения около него своему предку Буха ноену.
Сказание о реке Иркут 
Сказание о реке Иркут 
Это было давным-давно, больше ста лет назад. Собрались старики Ильчир-Нур, Тункын-Нур, Тулта-Нур и озеро Сусер. Пригласили верного стража русских границ Мунко-Сардык. Зашла у них беседа о громком Байкале, стали вести разговор о своём капитале. Первым сказал Ильчир: «Да, меня обокрала речка Самарта, утащила золотишко и сама утекла, не знаю куда, но она недалеко от тяжести золото бросила в горах». Тут сказал Тункын-Нур: «У нас есть кроме того капитал, богаты мы рыбой и есть асбест». После этого погладил свою седую бороду Мунко-Сардык и молвил: «У меня тоже в моих боксонах (перевесные сумки через лошадь) и в пазухе немало добра, но я про все молчу, хвастаться об этом не хочу». Сусер сказал: «Есть у меня рыбка таймень и ленок, харюза вдоволь». Задумали старики познакомиться с Байкалом, но не знают дороги и как к нему пройти. Тут вызвался Иркут, сынок Ильчира: «Разрешите я пойду».
Усмехнулся Ильчир и сказал: «Ты же сыночек очень мал». Дальше сказала Тулта: «Пускай идет, и дочка моя, им будет в дороге веселей, дойдут они скорей». После неё сказал и Мунко-Сардык: «И я пущу своего сынка Белого Иркута». Тункын-Нур воскликнул: «О, их соберется большая артель, им не страшен любой путь теперь». И Сусарь сказал: «И мой сынок пойдет, хотя и он очень мал, но он смелый, может хорошо протекать, все же немножко будет им помогать». Мунко-Сардык сказал еще: «Я же своими горами велик, дам приказ всем речкам и ключам, чтоб они помогали вам». Все же Иркут направили в путь к Байкалу примкнуть, понаведать старика, и пошли они, шумя. К ним на помощь слева вышла речка Тылелек. И дошли они до Белого Иркута.
Это было давным-давно, больше ста лет назад. Собрались старики Ильчир-Нур, Тункын-Нур, Тулта-Нур и озеро Сусер. Пригласили верного стража русских границ Мунко-Сардык. Зашла у них беседа о громком Байкале, стали вести разговор о своём капитале. Первым сказал Ильчир: «Да, меня обокрала речка Самарта, утащила золотишко и сама утекла, не знаю куда, но она недалеко от тяжести золото бросила в горах». Тут сказал Тункын-Нур: «У нас есть кроме того капитал, богаты мы рыбой и есть асбест». После этого погладил свою седую бороду Мунко-Сардык и молвил: «У меня тоже в моих боксонах (перевесные сумки через лошадь) и в пазухе немало добра, но я про все молчу, хвастаться об этом не хочу». Сусер сказал: «Есть у меня рыбка таймень и ленок, харюза вдоволь». Задумали старики познакомиться с Байкалом, но не знают дороги и как к нему пройти. Тут вызвался Иркут, сынок Ильчира: «Разрешите я пойду».
Усмехнулся Ильчир и сказал: «Ты же сыночек очень мал». Дальше сказала Тулта: «Пускай идет, и дочка моя, им будет в дороге веселей, дойдут они скорей». После неё сказал и Мунко-Сардык: «И я пущу своего сынка Белого Иркута». Тункын-Нур воскликнул: «О, их соберется большая артель, им не страшен любой путь теперь». И Сусарь сказал: «И мой сынок пойдет, хотя и он очень мал, но он смелый, может хорошо протекать, все же немножко будет им помогать». Мунко-Сардык сказал еще: «Я же своими горами велик, дам приказ всем речкам и ключам, чтоб они помогали вам». Все же Иркут направили в путь к Байкалу примкнуть, понаведать старика, и пошли они, шумя. К ним на помощь слева вышла речка Тылелек. И дошли они до Белого Иркута.
Гордый Иркут и мудрый Мунко-Саридак
(бурятское предание) 
Гордый Иркут и мудрый Мунко-Саридак (бурятское предание) 
Давным-давно то было, то время никто не помнит, рек еще не было в помине, озера только набирали воду по каплям, горы еле заметно поднимались над землей, и тайга стояла тихо-тихо, потому что лес был не выше травы и звери походили на букашек. Все это было здесь подвластно только одному старому седому Мунко-Саридаку, который служил верно и честно грозному Байкалу. Обо всем случившемся он поведал своему хозяину, а хозяин Байкал благодарил старого Мунко за преданность. Так и жили Байкал с Мунко-Саридаком в большой дружбе.
Шли годы, проходили десятилетия, природа брала свое. Росли горы под самые облака, тянулись деревья к солнцу, крошечные деревья и птицы стали походить на громадины, которых начали бояться люди. Вот как-то однажды Мунко прошелся по своим владениям и загрустил. Нет ему счастья, живет долго, а потомков как не было так и нет. От грусти сон не идет, все его куда-то тянет, все что-то он ищет и все время к чему-то присматривается. И вот однажды, уже совсем старым, но все еще сильным и стройным он увидел впереди себя красавицу Ильчир.
Давным-давно то было, то время никто не помнит, рек еще не было в помине, озера только набирали воду по каплям, горы еле заметно поднимались над землей, и тайга стояла тихо-тихо, потому что лес был не выше травы и звери походили на букашек. Все это было здесь подвластно только одному старому седому Мунко-Саридаку, который служил верно и честно грозному Байкалу. Обо всем случившемся он поведал своему хозяину, а хозяин Байкал благодарил старого Мунко за преданность. Так и жили Байкал с Мунко-Саридаком в большой дружбе.
Шли годы, проходили десятилетия, природа брала свое. Росли горы под самые облака, тянулись деревья к солнцу, крошечные деревья и птицы стали походить на громадины, которых начали бояться люди. Вот как-то однажды Мунко прошелся по своим владениям и загрустил. Нет ему счастья, живет долго, а потомков как не было так и нет. От грусти сон не идет, все его куда-то тянет, все что-то он ищет и все время к чему-то присматривается. И вот однажды, уже совсем старым, но все еще сильным и стройным он увидел впереди себя красавицу Ильчир.
Объекты, связанные с легендами местного населения 
Наши предки бережно относились к легендам и преданиям, передавая их из уст в уста следующим поколениям. Чтобы не прогневить хозяина тайги Баян Хангая, надлежало соблюдать чистоту, тишину в тайге, запрещалось лить воду на тропы, валить деревья.
Объекты, связанные с легендами местного населения ➉
Наши предки бережно относились к легендам и преданиям, передавая их из уст в уста следующим поколениям. Чтобы не прогневить хозяина тайги Баян Хангая, надлежало соблюдать чистоту, тишину в тайге, запрещалось лить воду на тропы, валить деревья.
«Саяны с древности считаются священными, свидетельством тому является наличие легендарных мест, связанных с именем Гэсэра, Буха Нойона, о котором в шаманских призываниях говорится, что он пришел на Саяны две тысячи лет тому назад из «западных внутренних земель», Шаргай нойона и хозяина самой высокой вершины Мунко-Саридака Бурин хана, имеющего отношение к монгольским, бурятским и урянхайским (тувинским) землям.

В летописи Вандана Юмсунова говорится, что на Мундарге находятся тридцать три небожителя, спустившихся с неба (Буряадай түүхэ бэшэгүүд, 1992, с. 54). Саяны величают Алтан Мундарга. Ламы Хандагатайского (Хойморского) дацана в Тунке совершали обряд в честь Чингисхана под Мундаргой у «престола Чингис-хана" — огромного камня размером 7−8 м x 5−6 м x 1,5 м, яйцевидного снизу, а сверху плоского, имеющего с северной стороны вид «стула-сидения» (камня размером 2,5−3 м ч 1,5 м). Это место издревле почитаемо в Тунке как место, связанное с именем Чингисхана, его деятельностью и, как утверждается, с подлинным его восседанием на этом престоле, за этим «столом», а также с исполнением связанных с этими ритуальных действий. Богатство фольклора Тункинской долины, в котором нашли отражение нравственные, этические, экологические проблемы наших предков, их отношение к окружающей природе касаются артефактов природы Саян, Хамар-Дабана, Мунко-Саридака, Байкала, Иркута, Ангары, происхождения некоторых названий культовых природныъх объектов и местностей: Буха Нойон, Бурхан Баабай, престол Чингисхана, Тамхи Баряаша и др.
А. Л.Ангархаев пишет:
Читать полностью