Традиции
и культура
местного населения

Традиции
и культура
местного населения
Местное население: национальности,
религия, история 
Местное население: национальности,
религия, история 
В Тункинском районе проживают люди разных национальностей. Здесь исповедуют буддизм, шаманизм и христианство, реже — ислам.
В Тункинском районе проживают люди разных национальностей. Здесь исповедуют буддизм, шаманизм и христианство, реже — ислам.
Этносы 

На старомонгольской карте северная граница тогдашнего Монгольского Государства проходила по горам Восточных Саян и по северной стороне озера Байкал. В то время Тункинский край уже был заселен эвенками и бурятами.
Этносы

На старомонгольской карте северная граница тогдашнего Монгольского Государства проходила по горам Восточных Саян и по северной стороне озера Байкал. В то время Тункинский край уже был заселен эвенками и бурятами.
Во времена правления Чингисхана в Тункинской долине жили буряты. Если обратиться к найденным при археологических раскопках в Тунке утвари, доспехам, то можно смело предположить, что в средневековье или еще чуть ранее здесь проживали бурят-монголы или монголы-буряты.
По словам людей старшего поколения, наша прекрасная долина была местом знатных родов монгольских племен. А монгольский и бурятский народ издавна вели кочующий образ жизни. Например, буряты до революции на лето уходили в Монголию на привольные пастбища в Турту и близлежащие местности.
Во времена правления Чингисхана в Тункинской долине жили буряты. Если обратиться к найденным при археологических раскопках в Тунке утвари, доспехам, то можно смело предположить, что в средневековье или еще чуть ранее здесь проживали бурят-монголы или монголы-буряты.
По словам людей старшего поколения, наша прекрасная долина была местом знатных родов монгольских племен. А монгольский и бурятский народ издавна вели кочующий образ жизни. Например, буряты до революции на лето уходили в Монголию на привольные пастбища в Турту и близлежащие местности.
Пять вершинных животных 
Пять вершинных животных 




Основными занятиями бурят в дореволюционное время были охота, рыболовство и скотоводство. С последним связаны характер, формы социальных отношений, хозяйственные традиции, бытовые обычаи и обряды.

Большинство бурятских хозяйств, за исключением самых бедных, имели лошадей, крупный рогатый скот, овец и коз. В крупных кочевых хозяйствах были также верблюды. Полный «набор» основных видов животных буряты называли «табан хушуун мал» — 5 вершинных животных. В круг этой почетной «пятерки» входят лошадь, овца, бык, коза, верблюд.


Основными занятиями бурят в дореволюционное время были охота, рыболовство и скотоводство. С последним связаны характер, формы социальных отношений, хозяйственные традиции, бытовые обычаи и обряды.

Большинство бурятских хозяйств, за исключением самых бедных, имели лошадей, крупный рогатый скот, овец и коз. В крупных кочевых хозяйствах были также верблюды. Полный «набор» основных видов животных буряты называли «табан хушуун мал» — 5 вершинных животных. В круг этой почетной «пятерки» входят лошадь, овца, бык, коза, верблюд.




Из шкур животных производили кожу, ремни, хлысты, изделия для конской упряжки, теплую, удобную одежду — дохи, пиниги, рукавицы. Из шерсти производились войлок, фетровые плащи, накидки, шапки. Из сухожилий — нитки для луков и сшивания краев грубой одежды, использовали их и для лечения. Из костей изготовлялись украшения и игрушки. И конечно, в пищу употреблялись мясо, все внутренности и молоко животных. В знак уважения к ним ничего не выбрасывалось.

«Пятерка» мирно уживалась друг с другом, прекрасно сохраняя экологию, гумус: животные не вытаптывали траву, которой питались другие. Про них написаны сказки, легенды, загадки и песни.

Из шкур животных производили кожу, ремни, хлысты, изделия для конской упряжки, теплую, удобную одежду — дохи, пиниги, рукавицы. Из шерсти производились войлок, фетровые плащи, накидки, шапки. Из сухожилий — нитки для луков и сшивания краев грубой одежды, использовали их и для лечения. Из костей изготовлялись украшения и игрушки. И конечно, в пищу употреблялись мясо, все внутренности и молоко животных. В знак уважения к ним ничего не выбрасывалось.

«Пятерка» мирно уживалась друг с другом, прекрасно сохраняя экологию, гумус: животные не вытаптывали траву, которой питались другие. Про них написаны сказки, легенды, загадки и песни.
Каждое номадное животное несет
свой смысл, иногда тайный.
Каждое номадное животное несет свой смысл, иногда тайный.
Корова давала молоко — "Молоко матери", им окропляли священные места.
Коза символизировала легкость, крепкое здоровье, укрепляла дружбу.
Овца означала тепло, гармонию, плодородие.
Верблюд считался неприкосновенным посланником высшего божества.
На коне завоевывали новые пространства.
Какое бы время ни наступило, какие бы технологии человек ни придумывал, ничто не сравнится с лечебным молоком пяти номадов, натуральной шерстью и другими дарами, которые дают эти животные людям.
Какое бы время ни наступило, какие бы технологии человек ни придумывал, ничто не сравнится с лечебным молоком пяти номадов, натуральной шерстью и другими дарами, которые дают эти животные людям.
Культура местного населения 
В структуру культурно-досугового центра Тункинского района с. Кырен входят 19 сельских домов культуры и 2 центра краеведения в улусах Хойто-Гол и Хужиры. При школах района действуют 8 музеев. В Тункинском национальном парке в 2018 году открыт музей «Природы и Человека».

Также культурные традиции бережно хранят 12 народных коллективов:
Культура местного населения 
В структуру культурно-досугового центра Тункинского района с. Кырен входят 19 сельских домов культуры и 2 центра краеведения в улусах Хойто-Гол и Хужиры. При школах района действуют 8 музеев. В Тункинском национальном парке в 2018 году открыт музей «Природы и Человека».

Также культурные традиции бережно хранят 12 народных коллективов:
Саяны
Ансамбль песни и танца
Кыренский народный театр
Оркестр бурятских народных инструментов
Оркестр русских народных инструментов
Аршан Булаг
детский образцовый ансамбль песни и танца
Иван да Марья
детский образцовый ансамбль
Калинушка
фольклорный казачий ансамбль
Хэнгэргэ
фольклорный ансамбль
Жэмhэг
фольклорный ансамбль
Алтан Булаг
фольклорный ансамбль
Мунхэ Бадар
фольклорный ансамбль
Сагаан Турлаг
народный художественный коллектив этно-рок группа
Музыка 
Музыка 





Народное музыкальное творчество бурят представлено многочисленными жанрами: эпическими сказаниями (улигер), лирическими обрядовыми, танцевальными песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор) и другими жанрами.

В западных бурятских песнях (сэгээ зугаа) преобладают узкообъемные лады (ангемитоника), вариантно-попевочное строение, их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики.

Народное музыкальное творчество бурят представлено многочисленными жанрами: эпическими сказаниями (улигер), лирическими обрядовыми, танцевальными песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор) и другими жанрами.

В западных бурятских песнях (сэгээ зугаа) преобладают узкообъемные лады (ангемитоника), вариантно-попевочное строение, их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики.
Литература 
Литература 
Тункинская долина богата мастерами художественного слова — это улигершины и сказители Майсан Алсыев, Дарма Забанов, Арабдан Онгорхоев, Е.И.Сороковиков-Магай, Санжа Матуев.

Россыпью талантов является литературное объединение им. Мунко Саридак.
Все началось в далеком 1936 году, когда учитель бурятского языка и литературы Дольен Мадасон (Илья Николаевич Мадасов) вел литературный кружок, выпускавший альманах «Түнхэнэй хабар» (Тункинская весна). Кружок объединил талантливых ребят, многие из которых в годы Великой отечественной войны ушли защищать Родину и не вернулись. Среди них — поэт Цыретор Зарбуев, автор первого гимна Бурятии, позывных Бурятского радио.


Тункинская долина богата мастерами художественного слова — это улигершины и сказители Майсан Алсыев, Дарма Забанов, Арабдан Онгорхоев, Е.И.Сороковиков-Магай, Санжа Матуев.

Россыпью талантов является литературное объединение им. Мунко Саридак.
Все началось в далеком 1936 году, когда учитель бурятского языка и литературы Дольен Мадасон (Илья Николаевич Мадасов) вел литературный кружок, выпускавший альманах «Түнхэнэй хабар» (Тункинская весна). Кружок объединил талантливых ребят, многие из которых в годы Великой отечественной войны ушли защищать Родину и не вернулись. Среди них — поэт Цыретор Зарбуев, автор первого гимна Бурятии, позывных Бурятского радио.
В 1960-е молодые поэты и писатели возродили кружок, создав новое литературное объединение.

Его назвали в честь первого бурятского комсомольского поэта Будажапа Найдакова (1909—1929), который носил имя-псевдоним «Мунко Саридак».
Будажап был выходцем из села Торы и получил хорошее образование. Впоследствии из этой семьи вышел Василий Цыренович Найдаков — доктор филологических наук, Валентина Цыреновна Найдакова — доктор искусствоведения. Будажап был старшим в семье. В 19 лет он уже был автором многих стихов и статей в газете «Бурят-Монгольская правда», ответственным секретарем Совета писателей Бурятии.
В 1960-е молодые поэты и писатели возродили кружок, создав новое литературное объединение.

Его назвали в честь первого бурятского комсомольского поэта Будажапа Найдакова (1909—1929), который носил имя-псевдоним «Мунко Саридак».
Будажап был выходцем из  села Торы и получил хорошее образование. Впоследствии из этой семьи вышел Василий Цыренович Найдаков — доктор филологических наук, Валентина Цыреновна Найдакова — доктор искусствоведения. Будажап был старшим в семье. В 19 лет он уже был автором многих стихов и статей в газете «Бурят-Монгольская правда», ответственным секретарем Совета писателей Бурятии.
Первые члены объединения
Первые члены объединения
Первые члены объединения
Лопсон Тапхаев
Руководитель объединения
Балдан Ябжанов
Шагдар Байминов
Борис Сыренов
Владимир Сыренов
Позже в него вошли Жорж Юбухаев, Элбэг Манзаров, Батор Романов, Лопсон Гыргенов, Аральжин Прушенов, Елена Цыбикжапова, Екатерина Шенхорова, Борис Зурбаев, Елизавета Шобонова, Нима Цыденов, Нина Артугаева, Галина Шахмалова и другие.
Литературное объединение «Мунко Саридак» взрастило известных на всю республику народных поэтов и писателей, докторов филологических и исторических наук, известных общественных деятелей. Их произведения воспевают красоту родного края, любовь малой Родины, рассказывают о любви к своим близким, о делах и подвигах наших земляков, тружеников села, воинах-защитниках, а также повествуют читателям об истории и этнографии родного края
Позже в него вошли Жорж Юбухаев, Элбэг Манзаров, Батор Романов, Лопсон Гыргенов, Аральжин Прушенов, Елена Цыбикжапова, Екатерина Шенхорова, Борис Зурбаев, Елизавета Шобонова, Нима Цыденов, Нина Артугаева, Галина Шахмалова и другие.
Литературное объединение «Мунко Саридак» взрастило известных на всю республику народных поэтов и писателей, докторов филологических и исторических наук, известных общественных деятелей. Их произведения воспевают красоту родного края, любовь малой Родины, рассказывают о любви к своим близким, о делах и подвигах наших земляков, тружеников села, воинах-защитниках, а также повествуют читателям об истории и этнографии родного края
Традиции местного населения 
Традиции местного населения 
К одной из главных традиций относится священное почитание природы.
К одной из главных традиций относится священное почитание природы.
Главные праздники
Главные праздники




Сагаалган
Праздник Белого месяца — Новый год по лунному календарю. Время его наступления рассчитывается по лунному календарю. Празднование Белого месяца принадлежит к древнейшим народным обычаям Центральной Азии, временам, предшествовавшим эпохе Чингисхана. Как и встарь, считается главным торжеством в году. Он проводится первого числа первого весеннего месяца по лунному календарю, чаще — в феврале. С 1990 года стал официальным праздничным днем в Бурятии.

Сагаалган
Праздник Белого месяца — Новый год по лунному календарю. Время его наступления рассчитывается по лунному календарю. Празднование Белого месяца принадлежит к древнейшим народным обычаям Центральной Азии, временам, предшествовавшим эпохе Чингисхана. Как и встарь, считается главным торжеством в году. Он проводится первого числа первого весеннего месяца по лунному календарю, чаще — в феврале. С 1990 года стал официальным праздничным днем в Бурятии.



Сурхарбан
Праздник-обряд почитания Земли. Буряты отмечали его летом и считали вторым по значению праздником года. Ритуальная часть праздника обычно проходила на горе, где делались жертвоприношения хозяевам — духам местности возле обоо. Культ обоо (бур.), ова (калм.), оваа (тув.) — особых сооружений, посвященных духам-хозяевам мест — относится к древним дошаманским представлениям, восходящим к культу природы и семейно-родовым культам. Обоо представляли собой каменные насыпи или груды сложенных веток. Обычно их возводили на горных перевалах, у почитаемых гор, а с проникновением буддизма — и у монастырей. На буддийских обоо устанавливались особые сооружения — субурганы.


Сурхарбан
Праздник-обряд почитания Земли. Буряты отмечали его летом и считали вторым по значению праздником года. Ритуальная часть праздника обычно проходила на горе, где делались жертвоприношения хозяевам — духам местности возле обоо. Культ обоо (бур.), ова (калм.), оваа (тув.) — особых сооружений, посвященных духам-хозяевам мест — относится к древним дошаманским представлениям, восходящим к культу природы и семейно-родовым культам. Обоо представляли собой каменные насыпи или груды сложенных веток. Обычно их возводили на горных перевалах, у почитаемых гор, а с проникновением буддизма — и у монастырей. На буддийских обоо устанавливались особые сооружения — субурганы.
Слово «обоо» переводится как «возвышенность». Это место обитания самого сильного и влиятельного духа близлежащих мест. Их испокон веков почитают местные жители, зная, что есть определенные места, где люди ближе всего к природе, к горам, к долинам, к рекам и озерам.

Такие земли имеют своих хозяев — сабдаков (сабдагууд). Сабдаки — это те же самые живые существа (духи) со своими минусами и плюсами, ими могут переродиться и те, кто не обрел человеческого рождения. Поэтому сабдаки разделяются на простых и возвышенных (достигших уровня арьи). Шаманисты называют этих духов чаще «эжины или эзэны».
История праздника Сурхарбан уходит корнями в глубокую древность, когда поводом для состязаний были чествования духов. Позже он стал своеобразным военным смотром, на котором отбирали воинов. На праздник съезжалось очень много народу. Каждый улус, род, племя, выставляли лучших своих баторов (борцов-богатырей), мэргэнов (метких стрелков), коней и ловких наездников. В стрельбе из лука, которая долгое время была одним из главных видов боевого искусства кочевников, бурятские воины достигали высочайшего мастерства. Любимым видом состязаний была борьба.
На празднике не только соревновались, но и играли, пели обрядовые песни, танцевали, угощали друг друга. Обязательно исполнялся ритмичный круговой танец «Ёхор», символизирующий единение народа.
Слово «обоо» переводится как «возвышенность». Это место обитания самого сильного и влиятельного духа близлежащих мест. Их испокон веков почитают местные жители, зная, что есть определенные места, где люди ближе всего к природе, к горам, к долинам, к рекам и озерам.

Такие земли имеют своих хозяев — сабдаков (сабдагууд). Сабдаки — это те же самые живые существа (духи) со своими минусами и плюсами, ими могут переродиться и те, кто не обрел человеческого рождения. Поэтому сабдаки разделяются на простых и возвышенных (достигших уровня арьи). Шаманисты называют этих духов чаще «эжины или эзэны».
История праздника Сурхарбан уходит корнями в глубокую древность, когда поводом для состязаний были чествования духов. Позже он стал своеобразным военным смотром, на котором отбирали воинов. На праздник съезжалось очень много народу. Каждый улус, род, племя, выставляли лучших своих баторов (борцов-богатырей), мэргэнов (метких стрелков), коней и ловких наездников. В стрельбе из лука, которая долгое время была одним из главных видов боевого искусства кочевников, бурятские воины достигали высочайшего мастерства. Любимым видом состязаний была борьба.
На празднике не только соревновались, но и играли, пели обрядовые песни, танцевали, угощали друг друга. Обязательно исполнялся ритмичный круговой танец «Ёхор», символизирующий единение народа.
Обьекты культурного наследия 
В числе культовых комплексов на территории национального парка «Тункинский» — храмы, субурганы, придорожные бариса мургэлы (культовые объекты, расположенные у дороги), жалсан (культовое архитектурное сооружение), дуганы и многое другое.
Обьекты культурного наследия 
В числе культовых комплексов на территории национального парка «Тункинский» — храмы, субурганы, придорожные бариса мургэлы (культовые объекты, расположенные у дороги), жалсан (культовое архитектурное сооружение), дуганы и многое другое.